История дизайна

ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
СОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Уильям Моррис и Чарлз Макинтош
Творчество Петера Беренса
БАУХАУЗ
ВХУТЕМАС
Становление промышленного дизайна в США
Дизайн в странах Западной Европы
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна
Феномен японского дизайна
Поп-арт и хай тек
Дизайн – образование
Становление и развитие дизайнерского
образования
Мариацкий костел
Внутренний интерьер Мариацкого костела
Образ Благовещения Пресвятой Девы Марии
кисти Питтоне
Стиль АРТДЕКО
Для интерьеров Арт Деко
 

Стиль АРТДЕКО

Одно из направлений стиля модерн – артдеко - сейчас переживает второе рождение. Совершенно независимо в Европе и в России. Со своими зримыми чертами русского стилевого разнообразия и четко выверенной стилевой тенденцией русского формотворчества. Если в Европе между двумя мировыми войнами (1921-1939) художники и дизайнеры создавали иллюзию благополучия, то в советском «артдеко» присутствовал господствовавший в искусстве советский агитационный плакат: в фарфоре, стекле, металле – серп и молот, парады и марши; в набивных тканях – лозунги и символы государства, рабочий и колхозница. В период оттепели (1959-1962) художники и декораторы заложили новую волну декоративности, привнеся в него кубизм, конструктивизм и орнаментальность. Сегодня «артдеко» продолжает традиции русского модерна в ромбиках, прямоугольниках, извилистых линиях, необычных сочетаниях (несочетаемых) материалов, подчеркнутой декоративности и контрасте цветовой гаммы. Стиль «артдеко» стал доступен среднему русскому классу и востребованным не только в изысканных интерьерах, но в архитектуре малых форм, одежде, аксессуарах, ювелирных украшениях.

Наш короткий обзор посвящен барбекю, очагам, каминам в стиле «артдеко».

Артдеко. Стиль сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение, отдавая кубизму.

Арт Деко (Ар Деко, Art Deco) появился как стиль в 1908-1912 годы, а расцвета достиг между 1925 и 1935 годами прошлого века. Наименование произошло от своеобразного сокращения названия международной выставки декоративных искусств и ремесел Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes, которая прошла в 1925 году во Франции. А вот уже термином, обозначающим художественный стиль, Арт Деко стал в 1966-м году, после возрождения этой выставки в Париже. В переводе с французского этот термин означает “декоративное искусcтво”.

Арт деко в Европе сформировал сам образ жизни людей в мирное время между двумя войнами, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. Во власти «артдеко» находилась индустрия развлечений и сферы искусства. Его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, общественных зданиях и сооружениях.

А в это время в ином социальном пространстве - в Советской России - сформировалось мощное художественное течение, базировавшееся, на первый взгляд, на иных идеологических и социальных основаниях. Называлось оно конструктивизм. Но, как и арт деко, этот стиль воплощал стремление к трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений. 

Арт деко в центр своей концепции поставил гедонизм и неотделимый от него комфорт повседневной жизни. А для этого вещи, окружавшие человека, должны быть прежде функциональны, т.е. наилучшим образом приспособлены для выполнения своих прагматических задач. Форма же, во-первых, должна соответствовать функции, а, во-вторых, отражать основную черту современного мира - стремительность изменений, их новизну. А поскольку целевой аудиторией арт деко была, прежде всего, денежная элита, окончательно пришедшая на смену наследственной аристократии, то форма должна была соответствовать и вкусам этого социального слоя - людей, открытых изменениям, но вместе с тем склонных не столько к красоте, сколько к красивости. Именно в рамках арт деко впервые появилась элегантная мебель из полых металлических трубок, схожих с рулем велосипеда, ювелирные изделия из алюминия, элементы интерьера из сварной стали, неоновый свет.

 П. Купреянов. Плакат Наркомпроса. 1919 г.

Пример чистого использования принципов арт деко в советском плакате.

Автор этого плаката стал впоследствии одним из участников знаменитой группы карикатуристов Кукрыниксы.

Арт деко породил и еще одну символическую связку - женщина и автомобиль как символ прогресса и новых социальных реалий. Образ “женщины за рулем” стал использоваться рекламистами практически сразу же после создания автомобиля. Но женский образ в этих плакатах мало отличался от традиционной “рекламной женщины” - красивой, кокетливой, как бы, играющей с мужской игрушкой, усевшейся невзначай на мужское место. Впервые образ “женщина в автомобиле” был заявлен как символ прогресса, равноправия полов в плакатах художницы Тамары де Лемпицки, в 20-е годы, а сохранился он в таком качестве вплоть до сегодняшнего дня. В частности, образ молодой женщины за рулем кабриолета был использован советским художником Ю. Пименовым в его широко известной картине 1937 г. “Новая Москва”. В альбомы искусства арт деко вошла обложка журнала “Вог” 1925 г., работы художника Жоржа Лепапа.

 

 Лепап Ж. Обложка журнала “Вог”.

С рекламой “оптического платья” от Сони Делоне. США. 1925 г. 

Идеальный образ “эмансипе” эпохи артдеко

В 60-е годы интерес к арт деко снова возник. В частности, под арт деко стали стилизовать рекламные плакаты престижных светских мероприятий, художественных выставок. Период золотого заката Европы по-прежнему притягивает людей атмосферой функциональной элегантности, оптимистичной веры в прогресс и красоту, в возможность их единения. Стиль все еще жизнеспособен, в том числе и в рекламе.

Неизвестный художник. Политический плакат. 1923 г.

Началом конца арт деко стал Великий кризис. Хотя никто не препятствовал дизайнерам и далее активно использовать наработанные принципы формообразования, изменение социальной ситуации, суровое реалии предвоенного мира медленно, но верно свели “стиль звезд” на «нет». Конец русскому авангарду, в том числе и в рекламе, наступил вместе с концом НЭПа. Впрочем, отдельные отголоски его встречались в плакате вплоть до середины 30-х годов, особенно в рекламе внешнеторговых организаций. Но, в отличие от арт деко, конец этот наступил быстро и насильственно. Единственно возможной в пролетарском государстве эстетической системой был объявлен соцреализм. Все прочие художественные парадигмы, в частности те, которые не основывались на реалистическом изображении объекта, отвергались. Продолжения творческих поисков супрематистов и конструктивистов не последовало. То, что можно назвать “русским эксклюзивом” в изобразительном искусстве было сначала отодвинуто на обочину художественной жизни, затем практически запрещено. Между тем поиски тех же конструктивистов не были закончены, стиль себя не исчерпал, процесс был прерван нелогично. Очень жаль…

Использование художниками визуального ряда, рассчитанного на небуквальное восприятие, возродилось в СССР только в 60-е годы, тогда же, когда на Западе возродился интерес к арт деко. Случайное совпадение?

Э. Роббинс. Плакат художественной выставки. США. 1960 г.

Мариацкий костел