Мариацкий костел

ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
СОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Уильям Моррис и Чарлз Макинтош
Творчество Петера Беренса
БАУХАУЗ
ВХУТЕМАС
Становление промышленного дизайна в США
Дизайн в странах Западной Европы
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна
Феномен японского дизайна
Поп-арт и хай тек
Дизайн – образование
Становление и развитие дизайнерского
образования
Мариацкий костел
Внутренний интерьер Мариацкого костела
Образ Благовещения Пресвятой Девы Марии
кисти Питтоне
Стиль АРТДЕКО
Для интерьеров Арт Деко
 

Главная святыня средневекового Кракова – величественный Мариацкий костел, расположенный возле Рыночной площади. От него в шахматном порядке расходятся городские улицы, так что заблудиться в старой части Кракова практически невозможно.

Рыночная площадь и Мариацкий костел:  (699x466, 101Kb)

Первый костёл, построенный на этом месте был деревянным, и когда он отслужил своё - на его месте в 1221-1222 годах был поставлен новый, романский, по размерам близкий к сегодняшнему. Но и он был уничтожен татаро-монгольским набегом в 1241г. Позднее фундамент того романского костёла был частично использован, когда в 1290 году началось строительство нового – уже готического. Возводился он в течении практически всего XIV века. Именно поэтому сегодняшний Мариацкий костел стоит под углом к Рыночной площади – ведь старый костёл строился ещё до введения локационного плана. Его невозможно спутать ни с одним храмом мира. Даже туристы, далекие от знания архитектурных терминов и не прельщающиеся посещениями храмов и костелов – не смогут, однажды увидев, не запомнить Мариацкий костел. Его отличительной чертой являются две разновеликие башни.

Вид с ул. Флорианьской:  (494x698, 79Kb)

Высокая башня Мариацкого костела в высоту имеет 81 метр. В средние века она была сторожевой, а восьмиугольное окончание приобрела в 1478 году; белая "корона" добавлена в 1664-м. Наконец, в XVIII веке интерьер был перестроен в стиле барокко - и у костёла появился притвор.

Высокая башня:  (520x699, 85Kb)

Почему у костела две разные башни? Я лично знаю две легенды о строительстве костела. Одна из них – страшная. Согласно легенде, сооружение костела было поручено двум братьям – умелым каменщикам. Старший брат быстро справился с постройкой первой башни со шпилем. Довольный своей работой, он уехал в другой город, на строительство следующего храма. Когда он вернулся, то увидел, что брат еще не закончил свою башню, но она была явно крепче, массивнее первой, то есть могла стать более высокой. Старшего брата обуяла зависть и злоба. И он убил брата-соперника. Но, придя в себя, после вспышки гнева, он устыдился содеянного и в отчаянии бросился с недостроенной башни вниз на камни площади. Эта ужасная история настолько потрясла горожан, что советники городской ратуши постановили навсегда вычеркнуть из городских анналов имена братьев-гордецов, которые запятнали святое дело возведения Божьего храма грехом гордыни. А недостроенную башню в назидание потомкам решили оставить такой, как есть, и только покрыли ее кровлей. Правда это или нет, но в Сукенницах до сих пор хранится нож, которым брат убил брата, да и налицо главное доказательство – две разновеликие башни. Наверняка, такая убийственная ассиметрия во времена, когда ценилась гармония и правильность линий, была отнюдь не рядовым событием.

Башни  (700x475, 86Kb)

Второй вариант легенды повеселее, и так сказать, "для взрослых". Предание гласит, что возведением Мариацкого костёла руководили сразу две семьи – известных в Кракове древних родов, которые находились друг с другом, мягко говоря, далеко не в лучших отношениях. Ну, такие вот польские Монтекки и Капулетти! Строительство продолжалось не один год, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий. Тогда главы семей приняли решение о соединении – для этого их дети должны были вступить в брак. Отец семейства, в котором был сын, заранее радовался: ведь муж – это глава семьи, а это значит, что его род получал бы превосходство. Однако отец другой семьи, в которой была дочь, предложил заключить хитрый договор, согласно которому дети руководили строительством двух башен отдельно друг от друга, и семья того, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе. Семья, отдававшая сына, конечно, согласилась, ведь строительство – не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Не учли они только одного обстоятельства...:)))) А именно: после свадьбы молодая жена стала столь добросовестно и рьяно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил для строительства. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии. В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга. Жители Кракова, конечно, знали о договоре, и с любопытством следили за строительством. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами? В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор. Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье (несмотря на то, что это было всё-таки средневековье) уже не возникал.

Мариацкий костел