Архитектура Ярославля

Памятники архитектуры г. Екатеринодара
Архитектурные стили Екатеринодара
Свято-Екатерининский кафедральный Собор
Музей изобразительного искусства
имени Ф. А. Коваленко
Бывший войсковой сад,
ныне носящий имя Горького
Новое театральное здание
Архитектура Ярославля
Барокко в Ярославле
Строящийся в Ярославском кремле
Успенский собор
Достопримечательности Советского района
города Брянска
Улица Вали Сафроновой
Церковь Покрова
Памятник Ф.И.Тютчеву
Храм Рождества Богородицы
Архитектор Николай Андреевич Лебедев
Львы
Набережная (Славянская площадь)
 

Барокко в Ярославле

Московское барокко не оказало на ярославское зодчество существенного влияния. Наиболее оригинальный в Верхневолжье памятник этого направления — девятиглавая больничная церковь Толгского монастыря; время её строительства и заказчик остаются неизвестными. Влиянием нарышкинского барокко и западноевропейскими заимствованиями отмечена и шестиярусная, восьмиугольная в плане колокольня Толчковского храма.

Дом Вахрамеева: один из фронтонов с лепниной

Радикальное изменение господствующих архитектурных форм связано с правлением Анны Иоанновны. Заказчиками построек нового типа выступали люди петровской формации: купцы Затрапезные, состоявшие в кумпанстве с голландскими предпринимателями, и церковные иерархи украинского происхождения (такие, как Димитрий Туптало и Арсений Мацеевич). Например, утраченная церковь Пятницы в Калашной (1739) представляла собой редкий в Верхневолжье памятник украинского барокко.

Затрапезные разбили в закоторосльной части города обширную усадьбу с парком и системой прудов на европейский манер. Это был первый в Верхневолжье «архитектурно-парковый комплекс с элементами регулярной застройки» (В. Ф. Маров). От него сохранилась церковь Петра и Павла — произведение, как полагают, столичного мастера, больше напоминающее протестантскую ратушу, чем церковь. В подражание главному собору Петербурга, она увенчана не традиционным куполом, а высоким шпилем. Другие фабриканты также вели активное промышленное строительство.

Елизаветинское барокко в значительной степени обошло русскую провинцию стороной. Тем не менее в Ярославле сохранился небольшой трёхэтажный дворец с анфиладной планировкой, скошенными углами и центрированными ризалитами. Это дом Вахрамеева на бывшей Плацпарадной площади, долгое время приписывавшийся Б. Ф. Растрелли. Его лепная отделка была закончена по сохранившимся чертежам только в конце XIX века.

Провинциальный классицизм

От ансамбля гостиного двора (1813-18) уцелели только ротонда и восточная часть северного корпуса

Планомерная застройка города началась после его посещения Екатериной II и утверждения нового генерального плана. Ярославль, как и соседняя с ним Кострома, представляет собой крупной средоточие памятников провинциального классицизма. Помимо типовой застройки, сохранились такие яркие примеры этого направления, как ансамбль центральной Ильинской площади (ныне Советская) с присутственными местами, городская усадьба Матвеевских, дом Болконского, дом общества врачей, здание Духовной консистории, Семёновский мост, беседка Некрасова, Демидовский столп (восстановлен в 2005). По проекту местного архитектора П. Я. Панькова выстроены новый гостиный двор (частично разобран), епархиальное училище, губернаторский дом, городской театр (не сохранился).

Формы Казанского собора сухи и строги, что вообще свойственно позднему классицизму

Занимавший ярославскую кафедру в 1824-36 гг. Авраам (Шумилин) был известен своей страстью к храмоздательству. Изобилие в городе церквей XVII века препятствовало строительству новых. При Шумилине под предлогом ветхости началась замена наиболее тесных, одноглавых храмов на громоздкие постройки в стиле «казённого» классицизма николаевской эпохи. Обновлены были колокольни всех ярославских монастырей, вместо древней выстроена новая Ильинско-Тихоновская церковь, в Спасском монастыре на месте Входоиерусалимской по проекту Панькова построена несоразмерно крупная церковь Ярославских чудотворцев. Деятельность Авраама вызывала протесты местных краеведов, считавших новые здания «неприглядными» по архитектуре. Постоянным сотрудником Авраама был столичный архитектор А. И. Мельников. Он спроектировал в Ярославле соборную колокольню, здание Демидовского лицея (снесёны в советское время) и массивный собор Казанского монастыря (1835-45) с монотонными разномасштабными колоннадами в трех ярусах.

Эпоха эклектики

Во второй половине XIX века в Ярославле строятся особняки, стилизованные под позднее барокко (дома табачного фабриканта Дунаева, Петражицкого, Донцовых и Лопатиных, духовной консистории и т. д.), и здания в псевдорусском стиле (здания бывшей глазной лечебницы, художественного училища, Знаменская церковь и др.). Наиболее крупным представителем неорусского стиля был губернский архитектор Н. И. Поздеев, выстроивший для владельца Ярославской мануфактуры дом Игумнова в Москве. Помимо дома Дунаева (искажённого в советское время), Поздеев спроектировал в Ярославле две часовни и новую Сретенскую церковь. В своих проектах он отталкивался от ярославского зодчества допетровской эпохи, гармонично вписывая новые здания в существующий городской пейзаж. Высокой техникой кирпичного узорочья отмечена спроектированная им часовня Александра Невского, ставшая одним из символов города.

В начале XX века в городе распространяются новые архитектурные веяния — неоклассицизм (дом Рожкова, навеянный жилярдиевскими Кузьминками новый театр Волкова) и модерн (дом Кнопфа, отель «Бристоль»). Для ярославского модерна свойственно тяготение к вольной романтической стилизации под классицистическую традицию (кинотеатр «Горн», пожарная каланча 1911 года, дом Вахрамеева на ул. Собинова).

Необарокко

Неоренессанс

Модерн

Псевдорусский стиль

Советское время

В строительной деятельности советского времени акцент сместился с общественных зданий на многоквартирные дома (или, как их называли в 1920-е годы, «жилые комбинаты»). Уже в 1920-е годы строятся два экспериментальных поселка для рабочего класса — «соцгород» для работников РАК и Бутусовский посёлок — пример архитектуры конструктивизма. К этому же направлению можно отнести клуб «Гигант» с непритязательно-упрощёнными фасадами и несколько жилых «домов с арками», возведённых по постконструктивистским проектам архитекторов Москвы и Ленинграда. Обширный комплекс Государственного банка занял собой целый квартал перед Спасо-Преображенским монастырём.

Один из ярославских «домов с арками» (архитектор М. П. Парусников, 1934)

В середине 1930-х годов ярославских архитекторов занимает тема «большого ордера». Застройка улицы Советской и ряда других крупных магистралей варьировала стилизации под ренессанс, классицизм, неоклассицизм. Крупные общественные здания вроде здания областного УВД и гостиницы «Ярославль» выделялись упрощёнными ордерными формами «тоталитарного классицизма». После окончания войны в Ярославль приходит «сталинский ампир», главной приметой которого стали многоярусные башни со шпилями (вокзал «Ярославль-Главный»). Ленинградские архитекторы подготовили проект регулярной застройки проспекта Ленина и ряда других улиц с высотными доминантами. Активно велось озеленение центральной части города.

Послесталинский период ознаменовался дальнейшим вторжением в старые кварталы города сугубо современных зданий, выбивающихся из исторической застройки. Таковы гостиница «Юбилейная» на набережной Которосли рядом со Спасским монастырём, Театр юного зрителя и соседнее с ним высотное здание в гуще старого города, жилые дома на Волжском спуске и безликая «хрущёвка» в Рубленом городе. К удачам можно отнести комплекс Речного вокзала на Волжской набережной с изящной часовой башней и представительное здание Обкома КПСС, органично вписавшееся в ансамбль Советской площади (проект удостоен Государственной премии РСФСР).

Архитектура Ярославля