Архитектура Ярославля

Памятники архитектуры г. Екатеринодара
Архитектурные стили Екатеринодара
Свято-Екатерининский кафедральный Собор
Музей изобразительного искусства
имени Ф. А. Коваленко
Бывший войсковой сад,
ныне носящий имя Горького
Новое театральное здание
Архитектура Ярославля
Барокко в Ярославле
Строящийся в Ярославском кремле
Успенский собор
Достопримечательности Советского района
города Брянска
Улица Вали Сафроновой
Церковь Покрова
Памятник Ф.И.Тютчеву
Храм Рождества Богородицы
Архитектор Николай Андреевич Лебедев
Львы
Набережная (Славянская площадь)
 

Безымянная площадь на месте Мытного рынка

Ярославль — один из немногих провинциальных городов России, в застройке которых представлены все магистральные направления русской архитектуры XVI—XX веков. Высокая сохранность историко-архитектурной ткани центра города обеспечила ему место в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО (cм. Исторический центр Ярославля).

Ранние памятники

Собор Спасо-Преображенского монастыря (1505-15): тонкая ордерная профилировка выдаёт руку мастера из ренессансной Италии

Наиболее старые постройки современного Ярославля сохранились в Спасо-Преображенском монастыре, который гости города по ошибке часто принимают за местный кремль. Это трёхглавый четырёхстолпный собор Спаса Преображения, строившийся в 1505-15 годах по образу и подобию Благовещенского собора в Москве, тогда ещё трёхглавого. Ближайшие его аналог — собор Покровского монастыря в Суздале. Венецианские детали декора позволяют предположить, что строительством руководил итальянец (возможно, Иоанн Фрязин). Храм был очищен от наслоений позднейшего времени во время послевоенной реставрации. Тогда же был расчищен ансамбль монументальной стенописи 1563-64 годов — единственный датированный памятник фресковой живописи грозненской эпохи.

Очаровательно зрелище Великокняжеского Ярославля, от нагорной церкви Креста, господствующей над всею роскошною долиною Волги. Одно близкое сердцу русскому течение сей матери наших рек, уже производит приятное впечатление и оживляет широко раскрывающуюся взорам картину, и вот на берегу её восстаёт многоглавый Ярославль, весь исполненный величественными храмами, в византийском, или, лучше сказать, собственно в русском вкусе первых времён дома Романовых, ибо более всех других городов носит он отпечаток сей эпохи. Церковь Предтечи в предместии издали напоминает восточную массу Василия Блаженного, что посреди Китая, приготовляя к необычайной красоте прочих храмов, которыми особенно славится Ярославль.

А. Н. Муравьёв, 1850

От монастырских укреплений начала XVI века уцелели Святые ворота с двумя арочными проездами, надстроенные позднее дозорной башней. Столпообразная колокольня с церковью в нижнем ярусе также неоднократно надстраивалась в XVII—XIX веках. Оба памятника первоначально имели шатровые завершения. Не сохранила своего первоначального вида кубическая одноглавая Крестовая церковь, пристроенная к трапезной палате крепостного вида с крайне скупой отделкой и стенами 2-метровой толщины. Как и в московской Грановитой палате, опорой сводов в этом памятнике самого начала XVI века служит единственный массивный столб.

При Иване Грозном строительные работы в Ярославле носили эпизодический характер. Спасский монастырь был обнесён каменными стенами, столетие спустя переложенными; также финансировалось возведение собора на Толге. Зато по окончании Смутного времени каменное строительство возобновилось в Ярославле раньше других городов. Уже в 1617 г. на месте домонгольской Входоиерусалимской церкви Спасского монастыря возводится новая, гораздо более обширная, с приделом Михаила Малеина (покровителя юного царя).

В 1620 году возобновляется строительство на Толге, а купец Надей Светешников строит в своей усадьбе на берегу Волги крупную пятиглавую церковь Николая Чудотворца — покровителя торговцев и мореходов. Историки архитектуры спорят о прообразе Надеинского храма — была ли то годуновская церковь в Вяземах, собор Ростовского Авраамиева монастыря или новгородско-псковские памятники. Как бы то ни было, церковь Николы Надеина стала первой в ряду более чем полусотни каменных храмов, возведённых посадскими людьми Ярославля в течение XVII столетия.

Золотой век

Уникальность больших ярославских храмов соборного типа в том, что их стены сохранили монументальные стенописные ансамбли допетровского времени

По мере роста благосостояния горожан каждый приход, включая самые отдалённые от центра слободы, считал своим долгом заменить деревянную церковь на каменную, которые соперничали друг с другом в богатстве силуэта и внутренней отделки. Храмы возводились, как правило, по берегам Волги и Которосли и были рассчитаны на восприятие с реки. Во второй половине века не проходило года, чтобы не освящалась новая церковь, а в особо «урожайные» годы панорама города обогащалась двумя-тремя новыми храмами. Некоторые из них получали многошатровые завершения (Входоиерусалимская церковь Спасского монастыря, церкви Петра Митрополита, Рождества Иоанна Предтечи, Владимирская церковь на Божедомке).

По всей Верхней Волге от Костромы до Углича возобладал во многом уже архаичный тип крупного храма соборного типа, с ярко выраженным световым пятиглавием, поставленного на высокий подклет, живописно окружённого галереями и приделами (зачастую шатровыми) и высокими притворами с щипцовыми завершениями. Динамизм зданиям придавало асимметричное размещение шатра колокольни с северо-западного угла. Теплая церковь, почти всегда одноглавая, строилась отдельно от главного храма прихода. Вкупе с окружающими хозяйственными пристройками многие приходы производили впечатление небольшого монастыря.

Изнутри храмы расписывались мастерами местной ярославской школы, а снаружи богато украшались поливными полихромными изразцами, сгрупированными в пояса и наличники. Ближе к концу века получили широкое распространение золоченые иконостасы с виртуозной измельчённой резьбой и многоцветные резные надпрестольные сени. К сожалению, интерьеры подавляющего большинства храмов были безвозвратно искажены в советское время. Наилучшее представление о внутреннем виде храмов ныне дают отданные под музеи церкви Николы Надеина, Ильи Пророка и никогда не закрывавшийся Воскресенский собор в Тутаеве.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, освящённая накануне начала петровских реформ (1687), ставит точку в эволюции древнерусского зодчества

В 1640-е годы в Ярославле строятся новый Успенский собор и церковь Рождества Христова — синтез русской храмовой архитектуры с элементами, почерпнутыми, вероятно, в Средней Азии. Эти памятники задают два направления развития ярославского культового зодчества. Ко второму принадлежали планы асимметричные в плане, усложнённые живописно расположенными вокруг основного четверика подчинёнными объёмами приделов, притворов и галерей и, как правило, рассчитанные на круговое обозрение. К этой группе принадлежат церкви Варвары Великомученицы, Спаса на Городу и Ильи Пророка. Ильинская церковь благодаря своим незаурядным архитектурным достоинствам была позднее выбрана за центр радиальной планировки города и стала восприниматься как его архитектурный символ.

Эталоном симметричных в плане храмов стала церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654), принятая за чтимый образец следующим поколением ярославских зодчих. С неё начинается новый этап в ярославском храмостроительстве, связанный с отказом от подклетов, ранее служивших для складирования купеческих товаров. Отныне приходы конкурируют друг с другом в высоте барабанов и величине луковичных глав, которые постепенно начинают превосходить высотой сам четверик. Вертикализму силуэтов способствовал и отказ от позакомарных покрытий в пользу четырёхскатных. Попытка совместить «симметричный» и «асимметричный» подходы в громадной по размерам церкви Николы Мокрого (1672) не впечатлила ярославцев и не получила продолжения.

К вершинным достижениям зрелого ярославского зодчества принадлежат церкви Николы в Меленках, Фёдоровской Богоматери, Петра и Павла на Волге (вычинена в 1920-е гг. П. Д. Барановским, снесена в 1930-е), Введенский собор на Толге, а также собор Борисоглебской слободы (ныне часть города Тутаева). Заключительным аккордом в этой галерее храмов стала 15-главая церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — самый большой в городе храм с приделами, увенчанными вместо шатров гроздьями декоративных пятиглавий. Кирпичная поверхность здания сплошь испещрена ковровым узорочьем. Ярославские памятники этой группы стали лебединой песней древнерусского зодчества и послужили одним из основных источников псевдорусского стиля 2-й половины XIX века.

Одно из жилых зданий допетровского времени

Помимо храмов, в Ярославле сохранились памятники гражданского зодчества допетровского времени — палаты митрополита Ионы Сысоевича в Рубленом городе, в которых останавливались посещавшие Ярославль члены царской династии, келейный корпус Спасского монастыря 1670-х годов с более ранними настоятельскими покоями, частные дома на улице Зеленцовской и особняк Иванова, в 1920-е гг. восстановленный в первоначальных формах по проекту П. Д. Барановского. После Смутного времени были обновлены стены и башни Спасского монастыря, а Земляной город стал обноситься каменной стеной с грандиозными башнями, позднее разобранными (сохранились в искажённом виде только две из них — проездная Власьевская и перестроенная в арсенал Подволожская).

Переходные памятники

«Нарышкинское барокко» в Ярославле

С началом правления Петра I жители Верхней Волги наконец усвоили структурные приёмы московского узорочья середины века. Четырёхстолпные храмы соборного типа уступили место меньшим по размерам, но лучше освещённым (за счёт больших окон) бесстолпным четверикам с единым сомкнутным сводом, увенчанным сравнительно мелким, глухим пятиглавием. После переходных церквей Богоявления (1684-93) и Благовещения (1688—1702) новые храмы строятся исключительно трапезного типа, с шатровой либо ярусной колокольней над папертью. Наличие трапезной исключало необходимость сооружения отдельной тёплой церкви для отправления богослужений в зимнее время. Образцом такого «храма кораблём» может служить церковь Николы Рубленого (1695) с нарочито упрощенным, «геометризованным» силуэтом.

В первой половине XVIII века храмовое зодчество продолжало развиваться по инерции, воспроизводя художественные находки ярославской школы с отдельными барочными привнесениями. Шатровые конструкции колоколен уступают место многоярусным (например, в Благовещенском и Никитском приходах). Вплоть до конца XVIII века в селах под городом (ныне в черте города) продолжали возводиться скромные храмы трапезного типа с некрупным пятиглавием и шатровой колокольней над притвором, типологически продолжающие постройки рубежа веков. К этой группе принадлежат храмы в Норском, Иванькове, Яковлевском, Крестах, не сохранившаяся церковь Рождества Богородицы в центре города. Однако тёплые храмы, возводившиеся в середине XVIII века ближе к центру при больших четырёхстолпных храмах 1670-х годов (например, в Дмитриевском и Вознесенском приходах), уже не имеют с древнерусской традицией ничего общего.

Архитектура Ярославля