Авария на ЧАЭС Физика ядерного реактора Поглощение электромагнитного излучения в веществе Ядерное взаимодействие Эквивалентная доза. Радионуклиды в организме человека. Физика атомного ядра и элементарных частиц Цепная ядерная реакция

Атомная энергетика и ядерная физика

Формирование биосферы и зарождение жизни на Земле происходило в условиях радиационного воздействия различной природы. После фундаментальных открытий конца 19-ого века – природной радиоактивности и рентгеновских лучей – началось бурное развитие атомной и ядерной физики. После открытия и получения искусственной радиоактивности стала очевидной возможность практического использования атомной энергии. Очередной вехой в этом направлении стало осуществление управляемой цепной реакции деления тяжёлых ядер. На фоне исследования ядерно-физических процессов в научных целях в США было создано атомное оружие, что повлекло за собой безудержную гонку ядерных вооружений. В ряде стран создавалась ядерная промышленность, строились атомные электростанции, и в настоящее время ядерная энергетика стала одной из важнейших характеристик современного мира. Параллельно происходило широкое внедрение ядерно-физических методов исследования в других областях знания: химии, биологии, геологии и др. Источники излучений используются в медицине, промышленности, сельском хозяйстве. Разработка месторождений полезных ископаемых, сжигание топлива ( угля, нефти, газа), использование искусственных источников излучения в мирных целях с возникающими при этом нештатными ситуациями, испытание атомного и термоядерного оружия привело к увеличению вероятности ( дополнительно к фоновому) радиационного воздействия на всё живое на Земле. На протяжении всего прошлого века шло накопление научной информации о пагубном воздействии высоких доз ионизирующих излучений на биообъекты, на людей в том числе.

Международная Комиссия по радиологической защите (МКРЗ), основываясь на данных крупнейших научных центров в области радиобиологии и радиационной безопасности, считает, что недооценка опасности ионизирующих излучений совершенно нетерпима и недопустима, что с ионизирующим излучением следует обращаться с большой осторожностью, но риск от его использования следует оценивать в сравнении с другими видами риска, чтобы не впасть в другую крайность – радиофобию. Последнее очень важно понимать, т.к. дальнейшее развитие человечества уже немыслимо без использования радиационных методов и технологий.

В настоящее время доступные методы контроля ионизирующих излучений достаточны для того, чтобы при их правильном использовании убедиться, что они (излучения) являются лишь одним из многообразных видов риска, которым мы подвергаемся и с которыми найдены способы сосуществования.

В связи с этим на основе научных знаний о взаимодействии излучений с веществом, о действии радиации на организм человека и его потомство, на основе разработанных к настоящему времени методов дозиметрии и спектрометрии излучений сформированы и приняты принципы и критерии радиационной безопасности, разработана система мероприятий по радиационной защите и обеспечению радиационной безопасности населения и людей, работающих в области исследования и практического использования ядерно-физических процессов и технологий, включая прежде всего ядерную энергетику. Разработаны и приняты регулярно корректирующиеся нормы радиационной безопасности и основные санитарные правила работы с источниками ионизирующего излучения. Разработано законодательство (в том числе Республики Беларусь) по обеспечению радиационной безопасности.

Всё это и представляет собой предмет лекционного курса «Радиационная безопасность». Важнейшими задачами курса являются изучение вопросов взаимодействия ионизирующих излучений и косвенно ионизирующих излучений (заряженных частиц, нейтронов, рентгеновских и γ-квантов) с веществом, их действия на биологические объекты различного уровня сложности (от молекулы до уровня целостного организма), а также изучение методов дозиметрического контроля ионизирующих излучений и на этой основе изучение принципов и мероприятий по обеспечению радиационной безопасности людей.

Характеристика аварий на АЭС в США и СССР.

До аварии на ЧАЭС председатель Госкомитета по использованию атомной энергии СССР А.Петросьянц писал: «АЭС полностью независимы от источников сырья (урановых рудников) благодаря компактности ядерного горючего и продолжительности его использования. АЭС весьма перспективны в отношении использования мощных энергоблоков. АЭС, как производители энергии, являются чистыми источниками энергии, не увеличивающими загрязненность окружающей среды. Всё ещё бытующий некоторый скептицизм и недоверие к АЭС вызваны преувеличенной боязнью радиационной опасности для обслуживающего персонала станции и, главное, для населения, проживающего в районе её расположения. Эксплуатация АЭС в СССР и за рубежом, в том числе в США, Англии, во Франции, в Канаде, Японии, ФРГ, показывают полную безопасность их работы при соблюдении установленных режимов и необходимых правил. Можно поспорить, какие ЭС более вредны для организма человека и окружающей среды – атомные или работающие на угле…». Директор Физико-энергетического института О.Казачковский писал: «Отходы атомной энергетики, потенциально весьма опасные, настолько компактны, что их можно хранить в местах, изолированных от внешней среды». Академик М.Стырикович: «АЭС – это дневные звёзды. Мы усеем ими всю нашу землю. Совершенно безопасны».

В конце пятидесятых годов в СССР сторонники традиционных ЭС предложили Правительству СССР ввиду неэкономичности (с учётом защиты окружающей среды, т. е. с учётом обеспечения радиационной безопасности) АЭС заморозить строительство Нововоронежской АЭС, но приехавший в Москву академик И.Курчатов не допустил этого. И лишь в 1985 г. (за год до аварии на ЧАЭС) президент АН СССР академик А.Александров отметил: «Нас ещё бог милует, что не произошла у нас Пенсильвания!».


Атомная физика